16 ФЕВРАЛЯ - ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ В СОК "ОЛИМПИЯ"
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ – ДЕКАБРЬ 2022 Г.
В январе – декабре 2022 г. объем валового регионального продукта составил 20,3 млрд. рублей, или 96,6 % к уровню 2021 года (задание на январь – декабрь 2022 г. – 104,8 %), в том числе по видам деятельности: промышленность – 94,7% (удельный вес – 34,4 %), сельское, лесное и рыбное хозяйство – 108,0 % (11,4 %), строительство – 89,9 % (4,7 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 92,9 % (5,8 %), транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 78,5 % (4,0 %).
Произведено промышленной продукции на сумму 18,7 млрд. рублей, что составляет в объеме республики 11,0 %.
Индекс физического объема производства по набору товаров-представителей составил 94,1 % (декабрь 2022 г. к ноябрю 2022 г. – 105,1%), в том числе: обрабатывающая промышленность – 96,4% (удельный вес в общем объеме производства – 90,1%), снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 86,8 % (8,3 %), водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 95,0 % (1,5 %), горнодобывающая промышленность – 99,0 % (0,1 %).
На 1 января 2023 г. на складах промышленных предприятий находилось готовой продукции на сумму 1,2 млрд. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 90,8 % (на 01.01.2022 – 69,2 %). За декабрь 2022 г. запасы готовой продукции снизились на 57,2 млн. рублей (с начала 2022 года выросли на 355,2 млн. рублей).
За январь – декабрь 2022 г. произведено импортозамещающей продукции на сумму 937,8 млн. долл. США (план на 2022 год – 914,6 млн. долларов США). На экспорт поставлено продукции на 430,7 млн. долларов США.
За январь – декабрь 2022 г. объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в текущих ценах составил 5,6 млрд. рублей, или 106,9 % (в сопоставимых ценах) к 2021 году. Сельскохозяйственными организациями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, произведено продукции в текущих ценах на сумму 4,7 млрд. рублей, или 106,6 %, в том числе продукции животноводства - 98,7 % к 2021 году (удельный вес составил 56,5 %), растениеводства - 118,9 % (43,5 %).
В 2022 году введено в эксплуатацию 477,5 тыс. кв. метров общей площади жилья (100,5 % от установленного задания). Для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано 191,1 тыс. кв. метров общей площади жилья (109,2 %).
Введены в эксплуатацию 1347 квартир для 1339 многодетных семей (задание 1071 семья), направлены на улучшение жилищных условий 1224 многодетные семьи (задание 1200 семей).
Ввод в действие индивидуальных жилых домов населением составил 172,8 тыс. кв. метров, или 36,2 % от общего ввода жилья.
В области построены 42 квартиры (2,0 тыс. кв. метров) социального пользования, а также 240 арендные квартиры общей площадью 15,8 тыс. кв. метров.
В целом за отчетный период построено 294,9 тыс. кв. метров энергоэффективного жилья (100% введенного в эксплуатацию многоквартирного жилья).
В городе-спутнике Скиделе введено в эксплуатацию 5,7 тыс. кв. метров жилья (план – 1,2 тыс.кв.метров).
На жилищное строительство направлено 600,2 млн. рублей.
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за январь – декабрь 2022 г. составил 6,7 млрд. рублей, или 98,2% к уровню января – декабря 2021 г.
Количество торговых объектов увеличилось на 502 и составило 12814 объекта (магазинов – на 247 единиц, общее количество – 6416), торговая площадь увеличилась на 40,7 тыс. кв. м и составила 739,1 тыс. кв. м.
Объем инвестиций в основной капитал по области составил 3,4 млрд. рублей, или 84,2 % к уровню января – декабря 2021 г.
Технологическая структура инвестиций в основной капитал:
строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) – удельный вес 53,0 % (1,8 млрд. рублей, или 80,0 %);
затраты на приобретение машин оборудования, транспортных средств – удельный вес 33,6 % (1,1 млрд. рублей, 88,3 %);
прочие затраты – удельный вес 13,4 % (0,5 млрд. рублей).
На показатели инвестиционной деятельности области продолжает оказывать значительное влияние завершение инвестиционного проекта по строительству атомной электростанции. За январь – декабрь 2022 г. удельный вес инвестиций в основной капитал по РУП «Белорусская атомная электростанция» составил 16,8 % от общего объема инвестиций области (62,6 % к январю – декабрю 2021 г.).
Продолжается реализация крупных инвестиционных проектов по строительству деревообрабатывающего завода «Свислочь»
(ООО «ЭйчЭсБелакон»), созданию производства стеклянной тары с использованием инновационных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий (ОАО «Гродненский стеклозавод»), организации производства и последующей эксплуатации производственного завода Кроноспан в городе Сморгони (Группа компаний Кроноспан), созданию вертикально-интегрированного комплекса по производству хлопковой пряжи и изделий из нее
(ООО «Европластекс Инвест»).
В январе – ноябре 2022 г. экспорт товаров составил 3,0 млрд. долларов США, или 94,5 % к уровню соответствующего периода 2021 года. Сальдо внешней торговли товарами к уровню января – ноября 2021 г. сложилось положительным в размере 1,5 млрд. долларов США.
Основными покупателями гродненских товаров являются 5 стран, на долю которых приходится 75,3 % всего экспорта товаров (Россия – 55,8%, Польша – 6,9%, Дания – 4,4%, Украина – 4,4%, Литва – 3,8%).
Российская Федерация является ключевым торговым партнером области. В январе-ноябре 2022 г. экспорт товаров в Российскую Федерацию увеличился на 23,9 млн. долларов США, или на 1,5 п.п., и составил 1,7 млрд. долларов США.
Экспорт в Европейский союз составил 634,0 млн. долларов США, темп роста – 86,4%. Наибольший удельный вес в экспорте из стран ЕС приходился на Польшу (32,3%), Данию (20,8%), Литву (18,1 %), Латвию (6,3%).
Обеспечена положительная динамика экспорта товаров в прочие страны: Норвегию (100,3 млн. долларов США, увеличение в 11,0 раз), Китай (75,8 млн. долларов США, темп роста – 121,0 %), Турцию (58,0 млн. долларов США, темп роста – 190,3 %).
В январе – ноябре 2022 г. экспорт услуг составил 276,0 млн. долларов США, или 104,3% к уровню января-ноября 2021 г., импорт услуг – 422,0 млн. долларов США, или 96,2%. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательным в размере «минус» 146,0 млн. долл. США и увеличилось относительно уровня января – ноября 2021 г. на
28,1 млн. долларов США.
Достигнута положительная динамика по следующим видам услуг:
транспортным – 150,9 млн. долларов США, или 103,2% к уровню января-ноября 2021 г. (удельный вес – 54,7%);
компьютерным, телекоммуникационным и информационным – 50,0 млн. долларов США, или 119,1 % (18,1%);
туристическим – 11,9 млн. долларов США, или 185,8% (4,3%);
медицинским – 2,7 млн. долларов США, или 123,2% (1,0%).
На пять стран приходится около 82% экспорта услуг области: Россия (удельный вес – 56,4%), Польша (11,5%), Литва (5,6%), США (4,8%) и Германия (3,5%).
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь – ноябрь 2022 г. в целом по области составила 28,0 млрд. рублей, или 108,3% к январю – ноябрю 2021 г.
Рентабельность продаж увеличилась по сравнению с январем – ноябрем 2021 г. на 0,3 п.п. и составила 10,5 %, в том числе в организациях: сельского, лесного и рыбного хозяйства – на 2,8 п.п. и 13,8%, строительства – на 1,3 п.п. и 6,0 %, торговли – на 1,2 п.п. и 2,4 %, транспорта – на 1,3 п.п. и 2,3 %, соответственно. Снизилась рентабельность продаж в организациях промышленности на 0,5 п.п. и составила 12,7 %.
Количество убыточных организаций составило 71 и снизилось к январю – ноябрю 2021 г. на 18 организаций, удельный вес убыточных организаций – 11,0 % от их общего количества, сумма убытка – 294,2 млн. рублей. Снижено количество убыточных организаций в транспорте с
18 до 11, промышленности – с 25 до 20, сельском хозяйстве – с 8 до 4.
В области на постоянной основе принимаются необходимые меры по обеспечению эффективной занятости населения, стабильной ситуации в трудовых коллективах.
Уровень безработицы на 1 января 2023 г. составил 0,2 % к численности экономически активного населения.
В режиме вынужденной неполной занятости в 2022 году работали 8,5 тыс. человек (2,7 % от списочной численности работников), что на 12,4% меньше, чем в 2021 году (9,7 тыс. работников, или 3,0%).
Отмечается снижение увольнения работников в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата работников. За 2022 год по данным причинам уволено 0,8 тыс. человек, что в 2 раза меньше, чем в 2021 году (1,6 тыс. человек).
В экономике области в январе-декабре 2022 г. было занято 447,3 тыс. человек, что на 7,0 тыс. человек, или на 1,5%, меньше, чем в январе-декабре 2021 г.
За январь-декабрь 2022 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по области выросла на 16,5 % к уровню
2021 года и достигла 1437,7 рубля. Показатель по росту заработной платы за 2022 год выполнен на 106,6%.
Темп роста реальной заработной платы в целом по области составил 101,1% к январю-декабрю 2021 г. председателя
По видам экономической деятельности реальная заработная плата за 2022 год по всем отраслям превысила 100,0 процентов к 2021 году, за исключением строительства (за январь-декабрь 2022 г. – 97,7 % к
2021 году) и бюджетной сферы (за январь-декабрь 2022 г. – 97,4 % к
2021 году).
Материал подготовлен комитетом экономики Гродненского облисполкома
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ –
ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(к 105-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь)
История Вооруженных Сил Республики Беларусь берет свой отсчет с образования 28 ноября 1918 г. Минского военного округа. Заложенные в Советском Союзе военные традиции мужества, преданности Отечеству, нерушимого боевого братства продолжают определять облик современной белорусской армии. За более чем вековую историю она не единожды становилась на защиту свободы и независимости Родины, являясь подлинной гордостью своего народа. Величайшим примером самоотверженности и стойкости защитников Отчизны явилась героическая борьба за освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.
Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь продолжают оставаться ключевым элементом стратегического сдерживания, обеспечивающим предотвращение угрозы применения военной силы против нашей страны.
1. Особенности современной военно-политической обстановки
На фоне продолжающегося глобального геополитического переустройства коллективный Запад наращивает усилия по формированию однополярного мира, активно подавляя инакомыслие и поощряя русофобские взгляды. Европейская архитектура безопасности переживает серьезный системный кризис. Налицо дефицит понимания по самому широкому кругу ключевых вопросов. Нет видимых признаков готовности ведущих ”игроков“ к поиску компромиссов. Это негативно отражается на обстановке, складывающейся в различных регионах мира (эскалация напряженности в Украине, на севере Косово, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и др.).
Как показало время, в Европе нацизм не был искоренен в послевоенные годы и находился в латентном состоянии. При поддержке Вашингтона и ряда европейских государств в приграничных с нами странах планомерно взращивались полуфашистские правящие режимы, насаждающие неонацизм на государственном уровне.
Справочно:
Ярким примером такого положения дел являются итоги состоявшегося в декабре 2022 г. в Генеральной Ассамблее ООН голосования по ежегодной резолюции о борьбе с героизацией нацизма и неонацизмом. В этот раз против данного документа выступили 50(!) стран (США, большинство стран Евросоюза и др.); за – 120, воздержались – 10.
Суверенное белорусское государство находится в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.
”Мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим. Знаем, кто подталкивает в спину… этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах“, – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 22 декабря 2022 г. на совещании об итогах проверки силового блока страны.
Министерство обороны Республики Беларусь отмечает следующие основные тенденции, свидетельствующие о наличии прямых вызовов военной безопасности Республики Беларусь.
1. Усиление военной активности США и Североатлантического союза на восточноевропейском направлении. Сегодня в Европе на постоянной основе дислоцируется более 60 тыс. военнослужащих США, оснащенных современным ударным вооружением, а также около 35 тыс. в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более
22 тыс. сконцентрировано в Польше и странах Балтии.
На Западе идут интенсивные военные приготовления. В Польше и странах Балтии практически завершена реконструкция большинства аэродромов; активно модернизируются военно-морские базы и порты; создаются передовые плацдармы для заблаговременного хранения техники и запасов материальных средств армии США.
Проводятся мероприятия оперативной и боевой подготовки, интенсивность которых ежегодно повышается с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств. Только в 2022 году в Европе проведено более 40 учений, в которых приняли участие свыше
100 тыс. человек.
Свидетельством приверженности Вашингтона курсу на применение военной силы в качестве главного внешнеполитического инструмента является проект военного бюджета на 2023 год в рекордном размере –
847,3 млрд. долларов США, что почти на 12% больше, чем в предыдущем.
2. Беспрецедентная поддержка США и коллективным Западом Украины. Непрекращающиеся финансовые вливания, ”накачивание“ украинской армии современными образцами вооружения и техники – все это объективно ведет к затягиванию военного противостояния на Украине. Такое положение дел несет риски и вызовы военной безопасности для нашего государства. В условиях усиленного присутствия украинских подразделений в приграничных с нашей страной районах сохраняется вероятность возникновения вооруженных провокаций.
Серьезные вызовы формируют действующий на Украине ”черный рынок“ оружия и его контрабанда в другие регионы, а также националистические воинские формирования (наподобие т.н. полков ”Погоня“ и ”Калиновского“), готовые при поддержке стран Запада развязать кровавую бойню на белорусской земле.
3. Наращивание антибелорусской информационной кампании. Усиливается деструктивное информационное воздействие на сознание и мировоззрение белорусского населения с целью дискредитации руководства страны, Вооруженных Сил и других силовых структур.
4. Попытки реализации силового сценария смены власти в Беларуси под общим названием ”план Перамога“. Западные стратеги рассчитывают развязать в Беларуси гражданскую войну руками ”беглой“ оппозиции. Ожидается наращивание активности деструктивных сил по раскачиванию обстановки в нашей стране в ходе электоральных кампаний 2024–2025 годов.
В целях своевременного и адекватного реагирования на существующие и потенциальные риски и вызовы военной безопасности в Беларуси реализуется соответствующий комплекс мероприятий. Вопросы обеспечения военной безопасности находятся под постоянным личным контролем Главы государства А.Г.Лукашенко. ”Если хочешь мира, готовься к войне… Мы уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается… Извлекаем уроки из войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете“, – подчеркнул белорусский лидер 4 октября 2022 г. на совещании по вопросам военной безопасности.
2. Военная безопасность – важнейшая составляющая
национальной безопасности Республики Беларусь
Вооруженные Силы составляют основу военной организации нашего государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, сохранности ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.
Справочно:
Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз (действий другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающих на реальное намерение применить вооруженную силу против Республики Беларусь).
В начале 1990-х годов перед суверенным белорусским государством встали сложнейшие задачи создания собственных Вооруженных Сил. Их строительство фактически началось с упразднением 20 марта 1992 г. Белорусского военного округа. Однако первоначальные попытки реформирования округа в Вооруженные Силы в основном были сведены к механическому сокращению группировки войск.
После избрания в 1994 году А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь военное строительство приобрело системный, концептуальный характер.
Белорусский лидер поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.
Министерство обороны Республики Беларусь 1 ноября 1994 г. было переведено на новый штат. Советом Безопасности Республики Беларусь
27 марта 1995 г. была утверждена первая Концепция национальной безопасности. Военнослужащих освободили от исполнения несвойственных им задач. В 1996 году был разработан План реализации концепции военной реформы в Республике Беларусь до 2000 года. В результате была создана эффективная система государственного управления, сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.
В 2001 году, с окончанием первого этапа реформирования Вооруженных Сил, Главой государства были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001–
2005 годы, план их строительства до 2006 года.
В 2007–2011 годах основные усилия были направлены на внедрение в Вооруженных Силах инновационных достижений, недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы или нападения на Беларусь – обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Армию стали приводить в соответствие с уточненными
в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внутренними и внешними источниками угроз национальной безопасности.
В 2015 году Главой государства были конкретизированы основные направления строительства белорусской армии в современных условиях. Определена приоритетная задача – максимально адаптировать Вооруженные Силы к реагированию на возможные вызовы и угрозы. Пристальное внимание уделялось увеличению боевого состава сил постоянной готовности, развитию мобильного компонента.
В декабре 2019 г. Президентом Республики Беларусь были утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В них уточнена система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации, сделан акцент на предотвращении развязывания агрессии, стратегическом сдерживании.
Итоги строительства белорусской армии:
оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил с учетом уточнения задач по предназначению;
избирательное перевооружение на новые комплексы и системы вооружения и военной техники;
сохранение кадрового потенциала Вооруженных Сил, повышение уровня укомплектованности должностей офицерским составом, прапорщиками, военнослужащими, проходящими службу по контракту;
избавление от невостребованных материальных средств, мест их хранения, других объектов путем утилизации и реализации вооружения, техники и боеприпасов, передачи высвобождаемых городков местным органам власти.
В настоящее время нормативную правовую основу обеспечения военной безопасности в Республике Беларусь составляют:
Конституция Республики Беларусь;
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Главой государства 9 ноября 2010 г. (в настоящее время готовится новая редакция с учетом развития военно-политической и военно-стратегической обстановки, трансформации существующих и появления новых источников военных угроз, необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения военной безопасности);
Военная доктрина Республики Беларусь и Военная доктрина Союзного государства;
законы Республики Беларусь в области обороны (”Об обороне“,
”О Вооруженных Силах Республики Беларусь“ и др.);
Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2030 года;
План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2021–2025 годы;
международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности.
Главная роль в обеспечении безопасности нашей страны отведена Главе государства. Он обладает широкими полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности (ему предоставлено право формировать и возглавлять Совет Безопасности Республики Беларусь, являться Главнокомандующим Вооруженными Силами).
Президент Республики Беларусь как единолично, так и совместно с другими государственными органами может (в некоторых случаях обязан) принимать оперативные решения как в мирное время, так и в условиях, вызванных экстраординарными обстоятельствами, угрожающими безопасности страны. События 2020 года на практике показали решительность белорусского лидера принимать действенные меры к сохранению спокойствия и стабильности в государстве.
В 2021 году – начале 2023 гг. были предприняты следующие меры по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь:
постоянный мониторинг международной военно-политической и стратегической обстановки вокруг нашей страны, прогнозирование ее развития для выработки исчерпывающих мер по обеспечению военной безопасности;
своевременное, детальное и адекватное складывающейся военно-политической обстановке, экономическим возможностям нашего государства планирование противодействия;
совершенствование законодательства Республики Беларусь по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя;
уточнение основных направлений и приоритетов военного строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую перспективу;
поддержание требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
укрепление в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитание сознательного отношения граждан Республики Беларусь к ее вооруженной защите;
противодействие разведывательной деятельности других государств, а также негосударственных субъектов, в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;
укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ, развертывание российской части региональной группировки войск (сил) на территории Республики Беларусь;
проведение мероприятий по усилению охраны и защиты Государственной границы Республики Беларусь, в том числе с Украиной.
3. Вооруженные Силы Республики Беларуси на современном этапе
Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником. В то же время белорусское государство будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта.
В настоящее время в Беларуси существует смешанный тип комплектования армии, при котором сохраняются как срочная военная служба, так и служба по контракту. И такая система полностью себя оправдала. Вопрос о нецелесообразности призыва и необходимости перехода к полностью профессиональной армии с повестки дня снят. Во-первых, каждый мужчина должен быть способен защищать свою Родину, причем не за денежное вознаграждение, а потому, что это – его земля и Отечество. Во-вторых, армия выступает важным социальным институтом, объединяющим разные социальные группы и слои вокруг единых общенациональных ценностей и идеалов. И, в-третьих, на сегодняшний день порядка 40% от общего числа солдат и сержантов уже служат на контрактной основе, укрепляя общий потенциал белорусской армии.
Справочно:
Характерно, что в Польше в 2022 году был принят закон ”О защите Отечества“, восстанавливающий срочную военную службу и регламентирующий обязательную военную службу для женщин. В Литве военный призыв возобновили в 2015 году, сославшись на ”сложную геополитическую обстановку“. В Грузии к обязательному призыву вернулись в 2017 году.
Общая численность Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет около 70 тыс. человек. Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Центральные органы военного управления: Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Сухопутные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь – самый многочисленный и разносторонний по боевому составу вид Вооруженных сил. Обладают большой огневой и ударной мощью, высокой маневренностью; предназначены для решения задач по отражению ударов противника и его разгрому в случае развязывания им агрессии.
Основу Сухопутных войск составляют оперативные объединения (Западное и Северо-западное оперативные командования), способные в условиях мирного времени выполнить задачи по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание всех Вооруженных Сил, всей военной организации государства. Имеют в своем составе механизированные соединения, ракетные войска и артиллерию, войсковую ПВО, специальные войска, части и учреждения тылового и технического обеспечения.
Справочно:
На вооружении Сухопутных войск состоят танки Т-72 различных модификаций, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, БТР-82А, высокоточные ракетные комплексы ”Точка-У“, реактивные системы залпового огня: ”Полонез“, ”Смерч“, ”Ураган“, ”Град“, самоходные артиллерийские установки: 2С1 ”Гвоздика“, 2С3М ”Акация“, 2С5 ”Гиацинт“, 2С19 ”Мста“, буксируемые артиллерийские орудия, противотанковые ракетные комплексы и минометы, зенитные установки ЗУ-23-2, переносные зенитные ракетные комплексы ”Оса-АКМ“, ”Игла“, зенитные ракетные комплексы ”Стрела-10“, зенитный пушечно-ракетный комплекс ”Тунгуска“ и другие.
Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны – этот вид Вооруженных сил предназначен для ведения борьбы со средствами воздушного нападения в воздухе и на земле, прикрытия административных, промышленных, экономических центров, районов, объектов, группировок войск от ударов противника; поражения с воздуха объектов системы государственного и военного управления, военно-экономического потенциала, транспортных коммуникаций и войск противника; авиационной поддержки Сухопутных войск и решения других задач.
В состав ВВС и войск ПВО входят: авиация, зенитные ракетные войска (далее – ЗРВ); радиотехнические войска; специальные войска и службы.
Справочно:
На вооружении ВВС состоят: истребители МиГ-29, многоцелевые самолеты Су-30СМ, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты Як-130, Л-39, вертолеты Ми-8 и Ми-24 различных модификаций, транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76.
На вооружении соединений и воинских частей ЗРВ состоят зенитные ракетные комплексы и зенитные ракетные системы различной классификации: средней дальности С-300ПС и С300ПТ; малой дальности ”Бук“, ”Тор-М2“ и ”Оса-АКМ“.
Радиотехнические войска имеют на вооружении радиолокационные станции отечественного производства ”Противник“, ”Сопка“, ”Восток“, ”Роса“, необходимые, в том числе, для обнаружения низколетящих целей.
Силы специальных операций Вооруженных Сил предназначены для выполнения различных задач в целях недопущения эскалации (обострения) или прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь со стороны любого агрессора и выступают одним из основных элементов стратегического сдерживания.
Подготовка военных кадров осуществляется военными учебными заведениями.
Справочно:
Обучение офицеров с высшим военным специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей (с присвоением звания ”лейтенант“) производится Военной академией Республики Беларусь, военными факультетами БГУ, БГУИР, БГАА, ГрГУ, военно-техническим факультетом БНТУ, военно-транспортным факультетом БГУТ, военно-медицинским институтом БГМУ, а также в 14-ти военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
Для обучения граждан мужского пола по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса предназначены 6 военных кафедр в составе учреждений высшего образования Беларуси.
Важнейшим объединяющим фактором между государством и обществом, позволяющим сплотить и мобилизовать граждан к обороне и борьбе с противником, привлечь местные ресурсы для общего дела является территориальная оборона. В военное время создаются территориальные войска.
Справочно:
В качестве приоритетного направления рассматривается также создание и развитие народного ополчения, как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.
Государство постоянно держит в поле зрения вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 6 декабря 2022 г. был предметно рассмотрен вопрос обеспечения жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Серьезное внимание в Вооруженных Силах отводится вопросам воспитания личного состава. Система идеологической работы Вооруженных Сил, включает работу с военнослужащими и гражданским персоналом, населением страны и международной общественностью.
Основу работы с населением составляет патриотическое воспитание граждан, в том числе в рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.
С сентября 2021 г. в учреждениях общего среднего образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию, главная задача которого заключается в организации и координации работы учреждения по соответствующему направлению.
Одной из форм работы с учащейся молодежью стала деятельность военно-патриотических клубов на базе воинских частей.
Справочно:
18 военно-патриотических клубов с общим количеством воспитанников более 1500 человек действуют на территории воинских частей внутренних войск МВД. Также создано 9 клубов при воинских частях (263 учащихся), подчиненных Министерству обороны.
Кроме того, в учреждениях общего образования функционирует
755 объединений по интересам военно-патриотического профиля, в которых занимается 10970 обучающихся; в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – 213 объединений с охватом
3579 обучающихся.
На протяжении 20 лет Минобразования во взаимодействии с Минобороны организуется республиканские лагеря и слеты военно-патриотической направленности. С 2022 года возобновлено проведение военно-спортивной игры ”Орленок“ на базе 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады.
4. Оборонно-промышленный комплекс Республики Беларусь
”Оборонно-промышленный комплекс является одним из важнейших высокотехнологичных секторов белорусской экономики. Естественно, мы должны опираться на отечественного производителя вооружений“, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшемся 10 мая 2022 г. совещании по государственному оборонному заказу на 2022 год.
Оборонный сектор экономики представляет собой многофункциональный научно-производственный комплекс, способный разрабатывать и производить современные типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию.
Справочно:
В систему Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь входят 46% организаций, имеющих научный статус.
Ежегодно проводится не менее 10 опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).
Несмотря на беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада работу оборонного сектора экономики нашей страны можно охарактеризовать как плановую и стабильную, ориентированную как на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа, так и на выполнение обязательств по реализации внешнеторговых контрактов.
За последние три года предприятиями оборонного сектора экономики в Вооруженные Силы было поставлено более 3 тыс. единиц новых образцов ВВСТ и вспомогательного оборудования.
Отремонтировано и модернизировано более 70 образцов ВВСТ и более 500 единиц дополнительного оборудования (рулевые винты, двигатели для бронетехники, блоки РЛС и ЗРК и др.).
Широко известными отечественными брендами являются автоматизированные средства управления войсками и оружием холдинга ”АГАТ“, оптика ”Пеленга“ и БелОМО, тягачи производства МЗКТ. Признание на мировом рынке получили созданные белорусскими специалистами радиоэлектронные средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами.
с учетом национальных интересов.
(01–20.02.2022), подготовка и слаживание совместной региональной группировки (четвертый квартал 2022 г.), совестное летно-тактическое учение (16.01–01.02.2023) на территории Беларуси.
25 медалей (4 золотые, 10 серебряных и 11 бронзовых) – лучшее выступление белорусской команды за всю историю АрМИ.
архитектуры безопасности и стабильности в мире
2023 года Годом мира и созидания. В то время как наши западные и южные соседи бездумно втягиваются в воронку военного противостояния, мы прилагаем все возможные усилия для сохранения мира и спокойствия.
ПЬЯНСТВО НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА
Правила безопасности на льду
Ежегодно тонкий лед становится причиной различных происшествий. Чаще всего участниками оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки, выходящие на свой страх и риск на непрочный и коварный лед.
*** 28 ноября в 16-40 спасателям поступило сообщение о том, что на водоеме вблизи д. Салатье в Гродненском районе человек провалился под лед. Прибывшие подразделения МЧС на поверхности акватории людей не обнаружили, на льду находились рыболовные снасти. Выяснилось, что утром житель областного центра отправился на рыбалку. Когда он не вернулся домой к назначенному времени, его сын обратился за помощью к правоохранителям. При обследовании дна водоема в 30-ти метрах от берега под кромкой льда спасатели обнаружили погибшим 61-летнего мужчину.
По состоянию на 7 февраля в водоемах области утонули 3 человека: 1 – при рыбной ловле, 2 – при падении в воду.
Избежать неприятностей можно, если соблюдать правила и меры личной безопасности. Человеку достаточно провести 15 минут в холодной воде, чтобы получить переохлаждение организма несовместимое с жизнью. Безопасным считается лед зелёного или голубовато-зелёного цвета толщиной не менее 7 сантиметров. Грязный или буро-серый лед обычно уже подтаявший и непрочный.
Переходить водоем можно только при хорошей видимости в спасательном жилете или нагруднике. С собой следует взять спасательный линь (веревку длиной 15-20 метров с петлей на одном конце и грузом 400-500 г - на другом). Спускаться к водоёму лучше в местах, где нет промоин, вмерзших кустов осоки, травы. Идти нужно осторожно, не отрывая подошвы ото льда. Проверять лёд лучше не ударами ног, а пешнёй или колом.
Если всё же оказались в полынье, старайтесь не уходить под воду с головой. Передвигайтесь к тому краю, откуда идет течение. Бросьте в сторону берега линь. Постарайтесь налечь грудью на край льда и, закинув ногу, выбраться на лед. Даже если лед обламывается, не оставляйте попыток. Когда основная часть туловища окажется на льду, отползите или откатитесь подальше от полыньи. Медленно и осторожно ползите до безопасного места, возвращайтесь обратно по своим следам. Выбравшись на сушу, снимите и отожмите промокшую одежду. Двигайтесь и делайте силовые упражнения, разведите костер. Вызывайте скорую помощь.
При спасении человека, оказавшегося в ледяном плену, действуйте решительно, но осторожно, чтобы спасать не пришлось двоих. Подбадривайте спасаемого. При этом приближаться к нему следует лёжа, ползком. Спасательный предмет (лестницу, доску, шест, веревку) подавайте с расстояния 3-4 метров. Если спасателей несколько, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги. До прибытия спасателей разведите костер и обогрейте пострадавшего, постарайтесь найти ему сухую одежду.
Особое внимание следует уделить обучению правилам безопасного поведения детей. Нельзя отпускать ребят одних на замёрзшие водоёмы. Надо объяснить, что, передвигаясь по льду сомнительной толщины очень опасно. Нельзя наступать на лёд, если он покрыт снегом, так как можно наткнуться на проруби. Запрещайте ходить на водоёмы с наступлением перепадов температуры. Если всё-таки лёд не удержал и треснул, и ребенок оказался в воде, то он должен знать, как действовать в такой ситуации. Если он был не один, а с компанией друзей, то кто-то должен быстро отправиться за помощью.
Только при соблюдении этих несложных правил можно быть уверенными, что зимний отдых будет проходить благополучно.
11 хозяйственных построек, повреждены 2 хозяйственные постройки. Люди не пострадали. Единственный 44-летний житель деревни Понарка пояснил, что непотушенный окурок, брошенный в сухую траву на собственном подворье и привел к масштабному возгоранию.
Практически все травяные палы происходят по вине человека. Иногда они могут служить причиной гибели людей – даже, несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несет. Причины гибели могут быть разными. Самая очевидная – это то, что от травы могут загораться дома, леса и торфяники, а уже на этих новых пожарах могут гибнуть люди. Менее очевидная, но не менее важная, причина гибели людей из-за поджогов сухой травы состоит в том, что дым травяных пожаров очень вреден для здоровья, и просто опасен для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания.
*** 22 марта минувшего года поступило сообщение о загорании сухой растительности в садовом товариществе Савинка Мостовского района. Прибывшие подразделения спасателей остановили огненную волну, которая подбиралась к лесополосе. Ликвидировав возгорание, работники МЧС и сельчане обратили внимание на стоящий у домика велосипед и начали искать хозяина. На выжженной земле обнаружили без признаков жизни пенсионера, 1935 года рождения. Со слов местных жителей, утром мужчина приехал навести порядок на дачном подворье и сжигал сухие ветки. Вероятнее всего, пламя от костра перебросилось на сухую траву, а он не сумел самостоятельно справиться с огнем.
Напоминаем, что за выжигание сухой растительности и трав на корню, а также непринятие мер по ликвидации палов, грозит административная ответственность и предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин. Разжигание костров в запрещенных местах влечет предупреждение или штраф до 12 базовых величин.
Наводить порядок на приусадебном участке и убирать накопившийся за зиму мусор следует соблюдая меры безопасности:
- сжигание мусора допускается в безветренную погоду;
- место, где планируете сжигать собранный мусор должно находиться на безопасном расстоянии от хозяйственных и иных построек, а также от лесных массивов и торфяников;
- обязательно окопайте место костра;
- запаситесь ведром с водой, лопатой и ни на секунду не оставляйте огонь без присмотра.
- после окончания сжигания, оставшиеся угли пролейте водой до полного прекращения тления.
Материал подготовлен учреждением «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь»